Стратегическое консультирование, что в него включается

Правильный выбор стратегии развития – один из первых или важнейших шагов, которые делаются еще на этапе проектирования бизнеса, выбор множества параметров. Если он окажется неверным, то бизнес рано или поздно в зависимости от обстоятельств потерпит неудачу. Вопрос лишь касается времени падения бизнеса. С учетом роста конкуренции в среде бизнеса роль стратегического консалтинга возрастает. Об этом говорит рост стоимости услуги, предприниматели готовы платить существенные суммы за неё.

Сущность консалтинга

Консалтинг – разноплановые исследования, и их цель выяснить перспективы возможного развития и направления, которые стоит выбрать. Стратегическое консультирование выясняет ситуации на рынке и изучение состояния предприятия: насколько оно в состоянии встроиться в  текущую ситуацию. Например, адекватно ли организовано управление предприятием с учетом поставленных перед ним целей. Фактически консалтинг должен ответить на вопрос: как реализовать предложенную идею на практике.

Когда прибегают к консалтингу

Лучший вариант обратиться за советами заранее, на первых этапах проектирования и ведения бизнеса. Однако происходит все наоборот, и среди причин, заставляющих искать помощи:

  • резкое непредвиденное изменение ситуации на рынке и возникновение новых и непонятных угроз;
  • желая привлечь инвесторов, предприниматель нуждается в составлении четкого плана для них;
  • расширение предприятия и необходимость сосредоточить коллектив на выполнении стратегических задач;
  • возникает выбор между несколькими путями развития, имеющими и плюсы, и минусы, и не удается сделать окончательный выбор.

Одна из задач консультанта – выстроить стратегию управления или  внести в неё серьезные коррективы.   Приходится учитывать как внешние условия и внутреннее состояние компании.

Решаемые цели и задачи

Грамотное управление процессами помогает снизить риски, поддержать высокую степень конкурентоспособности и увеличить прибыль от деятельности компании.

Консультант обязан выяснить, насколько задачи или пожелания, возможности компании и положение  на рынке сопоставимы между собой. Если разложить по пунктам получится примерно следующий перечень консалтинговых услуг:

  • определение и формирование долгосрочных целей для предприятия;
  • разработка единой стратегии для всей компании и отдельных подразделений;
  • улучшение обмена информацией между отдельными подразделениями фирмы.

Как консультант выполняет свою работу

Бытует мнение, что в его обязанности входит дать конкретные советы, инструкции и потом оставить предпринимателя с реализацией сказанного. На деле все происходит сложнее. Во-первых, надо поставить правильные вопросы, во-вторых, помочь найти оптимальные ответы. Решения должен принимать владелец компании или нанятый руководитель.  Он лучше понимает  и состояние компании,  и  какие именно задачи стоят перед ней.

Услуги планирования включают следующий перечень действий:

  • формулирование и постановка конкретных целей перед предприятием;
  • выявление проблем, тормозящих развитие и достижение целей;
  • составление подробного плана по поэтапному решению текущих проблем;
  • анализ внутренней и внешней среды;
  • разработка стратегии развития с перспективой на несколько лет вперед (предполагается 5-летний срок);
  • степень детализации каждого пункта плана определяется потребностями руководства компании;
  • разработка системы ценностей и миссии компании;
  • улучшение организационной структуры и взаимодействия между подразделениями или службами;
  • создание слаженной команды, отвечающей за управление в компании.

Подходы в оказании услуг

Эксперт должен выбрать, каким подходом воспользоваться: проектным или процессным.

Проектный подход предполагает, по сути, готовое решение, которое предлагается с учетом знаний и опыта консультанта или группы экспертов. Он не вынуждает тратить много времени и сил. И подходит для решения конкретной задачи и проблемы.   Однако, он не годится, если причины — это целый перечень, которые не обойти с помощью одного простого проекта или решения.

Системные проблемы, провоцирующие кризисное состояние, заставляют действовать иначе. Во-первых, искать причины или источники возникновения трудностей. Во-вторых, разбираться со всеми серьезными проблемами, обучать сотрудников компании находить подходы их решения, а также тех проблем, которые возникнут или могут возникнуть в будущем. Обучение предполагает необходимость вырабатывать собственные подходы. И личный опыт консультанта здесь не всегда может дать нужные ответы.

Специфика и направления деятельности заставляют действовать по-разному. Например, по одним правилам разрабатывается стратегия развития бизнеса на определенной территории или в регионе. Инновационный подход требует найти что-то совершенно новое для развития бизнеса: услуги и товары, которые были бы интересны потребителям.

Таким образом, бизнес консалтинг — ниша, в которой решаются самые разные задачи с помощью широкого набора инструментов.